» Как помочь ребенку заговорить?»
В последнее время много вопросов со стороны родителей детей от 1 до 3х, которые касаются речевого развития: «Как помочь заговорить? Заниматься или ждать 3х лет? Какая должна быть речь в том или ином возрасте?» и т.д. Поэтому ловите  короткий ликбез по речевым нормам и простые, но важные советы по созданию благоприятной среды для развития.
Очень важно понимать, что речь развивается параллельно моторике, поэтому занимаясь физическим развитием вы уже запускаете речь. Итак:
В 1,5-2 мес ребёнок начинает держать голову и появляется «гуление».
5-8 мес — садится, ползёт = лепет.
1 год — первые шаги = первые слова. В норме к этому времени должно быть 5-10 слов в активной речи и в три раза больше слов, которые ребёнок понимает.
В 2 года появляется простая фраза «дай пить», «хочу есть» и т.д.
В 3 года фраза из 3х слов «дай попить воды», «мама, где мячик?», «хочу красный мяч» и т.д
В 4 года, в идеале, словарный запас уже 2500-3000 слов. Ребёнок говорит уже сложными предложениями «Мы вышли гулять и пошёл дождь», «Я не хочу кашу, потому что она не вкусная» и т.д.
В 5 лет речь заканчивает своё базовое развитие, и, по сути, это уже речь взрослого человека.
Внимание! Если на любом этапе возникла трудность — вы включаетесь и помогаете. Сначала сами, простыми приёмами, которые будут описаны ниже,и уже после я рекомендую выбрать специалиста, который будет качественно ИГРАТЬ с вашим ребёнком.
Понятное дело, что до 3х лет в районной поликлинике вами никто заниматься не будет. Но это не значит, что нужно пустить проблему на самотёк . Ждать появления речи надо грамотно, со всех сторон строить к ней мосты.
В первую очередь это физическое развитие: для малышей — это гимнастика, массаж, качание на фитболе. Много и по-разному ползать, прыгать, забираться- спускаться по лестницам. Для прокачки баланса — батут, беговел, самокат, велосипед, качели, ходьба по скамейке, бревну, вращающиеся платформы, гамаки.
Сенсорное развитие: нюхать все подряд, как приятные, так и не приятные запахи: фрукты, цветы, травы, рыба, специи, кофе, мыло, духи на маме и папе, всё что угодно!
Играть светом, фонариками, цветными стекляшками, разглядывать большие цветные картинки.
Продолжение в комментариях??
На тактильное восприятие: массажи; рисовать узоры пальцем на теле ребёнка; работа с тестом, песком, пластилином, гидрогелем; рвать газету; ломать палки; крошить хлебцы; трогать тёплое — холодное, мягкое-твёрдое, шершавое, колючее, шуршащее и т.д.
Работайте с ритмом: отстукивайте, отхлопывайте, вспомните про потешки, читайте  стихи.
Для слуха- музыка, игра на инструментах, всякие погремушки, кастаньеты, барабаны и трещетки.
И для вкуса — пробовать разное на вкус: кислое, сладкое, горькое, тёплое, холодное, жидкое, склизкое, твёрдое и т.д.
Главное делать это каждый день и в разнообразных формах. И не забываем много говорить с детьми, четко, короткими словами и фразами/
Статью подготовила методист-логопед Илона Штаб.
comments powered by HyperComments